Художник советует


Основа под масляную живопись

Словосочетание "холст, масло" знает, пожалуй, каждый. Но не все знают, что основой для масляной живописи может выступать не только холст, но и другие материалы. Начнём с того, что маслом можно писать практически на чём угодно. Главное, чтобы основа была хорошо загрунтована. Современная промышленность выпускает товары для художников очень хорошего качества, поэтому эксперименты с основой под картину встречаются редко. На всякий случай я опишу возможные варианты, которые пригодятся художнику - как начинающему живописцу, так и опытному.

Грунтованная бумага

Грунтованная бумага

Это очень экономичный способ начать писать маслом. Также он подойдёт для первых недель на пленэре, когда нужно расписаться, научиться делать точные замесы краски и класть их в нужное место. Бумага менее долговечна и прочна по сравнению с холстом или картоном, поэтому использовать бумагу под живопись маслом стоит только для черновых работ или эскизов.

Бумага для живописи маслом должна быть подготовлена. Лучше использовать ватман или плотную акварельную бумагу (если нужна более фактурная поверхность).

Лист бумаги размачивается водой (он должен немного набухнуть), а после натягивается на планшет. В натянутом положении бумага высушивается. Сверху лист покрывается слоем клея (проклейка обязательна!). Можно использовать не густой клей ПВА или желатин.

Советую проклеивать бумагу на 2-3 раза, тогда краска не будет впитываться в лист и качество живописи будет тогда существенно лучше.

Также можно использовать для грунтовки бумаги акриловый грунт. После тщательной просушки лист срезается и делится на удобные форматы. Прежде, чем покрывать лист бумаги клеем, можно загрунтовать бумагу акварелью в нужный цвет: разные оттенки зелёного, серый, песочный и прочие. На такой бумаге сложного, в меру яркого, цвета удобно писать, сохраняя цветную основу в некоторых местах этюда. Это поможет гармонизировать цвета в картине и вообще выстроить по цвету этюд.

Плюсы:

Грунтованную бумагу удобно брать на пленэр для этюдов. Сырые этюды маслом на бумаге легко переносить, закрепив листы на планшете кнопками или сцепив дугой противоположные стороны зажимом для бумаги. Хранить такие этюды тоже проще, чем холсты (они занимают меньше места и легко убираются в папку).

Минусы:

Этюды "жухнут" (как бы хорошо ни была проклеена бумага, масло из краски уходит внутрь, а поверхность картины становится матовой). Можно протереть её льняным маслом - на некоторое время блеск вернётся.

Сгибать и скручивать этюды маслом на бумаге категорически запрещено — это механически разрушает красочный слой.

Грунтованный картон для масляной живописи

Грунтованный картон для масляной живописи

Можно самостоятельно подготовить картон по той же методике, что и бумагу (описано выше), а можно купить грунтованный картон в художественном салоне.

Плюсы:

Картон более плотный и прочный, согнуть его будет сложно, зато для рисования на нём не нужен планшет. Этюды маслом на картоне можно переносить, проложив между слоями картона рейки или силовые кнопки.

Хранить этюды также просто, как и на бумаге.

Минусы:

Грунтованный картон из салона "тянет" краску - он впитывает масло из краски и при высыхании картина сильно "жухнет". Можно дополнительно прогрунтовать картон желатином, чтобы избежать этого.

Дерево

Дерево, как основа для масляной живописи

Писать маслом на деревянной доске очень приятно и хорошо. Подойдёт как гладкая, хорошо отполированная доска из чистого массива дерева, так и фанера.

Тонкую фанеру (2-3 мм) использовать под живопись не рекомендуется, её может повести от влаги в помещении или от изменения температуры.

Слишком толстая фанера тоже не подойдёт - её сложно оформлять в раму и располагать в интерьере, да и картина получится излишне тяжёлая и громоздкая.

Перед тем, как писать маслом, дерево также грунтуется и проклеивается уже описанным способом.

Картины маслом на дереве хорошо хранятся, почти не "жухнут". Они отлично переносят изменения температуры.

Кстати, на дереве также хорошо писать темперой. А вот акрилом удобнее рисовать на бумаге, картоне, холсте.

Холст на подрамнике

Холст на подрамнике

Классическая основа под масляную живопись - холст на подрамнике.

Текстильная основа в меру сильно натягивается на специальную деревянную раму по периметру. Холст на подрамнике можно купить готовый, нужного размера и конфигурации - квадрат, прямоугольник, даже круг или овал.

Как вариант, приобрести отдельно модульный подрамник (рейки нужного размера), собрать его самостоятельно и обтянуть уже загрунтованным холстом, купленным в салоне.

Из готовых холстов на подрамнике стоит выбирать основу из натуральных материалов - льна или хлопка. Такой холст меньше деформируется от воздействий среды и более долговечен.

Холст для живописи из смешанного полотна (с примесью синтетических волокон) более подвержен продавливанию и провисанию, а соответственно, деформациям поверхности картины (это происходит от неравномерного натяжения и разбухания волокон ткани). Живопись, в этом случае, может пострадать.

Синтетические холсты для живописи (полиэстер) не подвергаются деформации от влаги и перепада температур, не гниют, но пока не прошли проверку временем, чтобы можно было уверенно их рекомендовать для живописи.

Выбирая холст следует обратить внимание на зернистость поверхности холста: бывают холсты крупнозернистые, средней зернистости и мелкозернистые.

В зависимости от предпочтения художника и живописных задач, можно использовать все три разновидности холстов по фактуре.

Для фактурной, размашистой живописи кистями и мастихином лучше выбрать крупнозернистый холст, для лессировочной и классической послойной с невысокой фактурой - мелко- или среднезернистый.

Не технологичное использование фактуры холста ведёт к быстрому состариванию и разрушению красочного слоя. Например, большие наслоения краски утяжеляют тонкий холст, а это ведёт к провисанию и растрескиваниям, слишком гладкое письмо по излишне фактурному холсту выявляет нежелательные бугристости.

При выборе холста под живопись также важно, чтобы на ткани не было ткацкого брака - прореживания, узелков, неровностей нити.

Холст на картоне

Холст на картоне

Качество такой основы бывает разным, от этого зависит, будет ли холст “тянуть” краску (это выяснится на 2-3 день после написания подмалёвка - пожухлости будут видны).

Для начинающих - это более дешёвый и менее сложный в выборе вариант. Смело берите более бюджетную версию.

ДВП (древесноволокнистая плита) или оргалит

Древесноволокнистая плита или оргалит

ДВП подходит для рабочих этюдов маслом, но не для полноценной картины.

Это достаточно плотная и прочная основа, но она “тянет” краску и масло. Со временем на живописной поверхности образуются пожухлости, которые сложно исправить.

ДВП, также, как бумага и картон требует проклейки и грунтовки. Рисовать маслом можно как на гладкой стороне основы, так и на обратной, фактурной стороне.

В первом случае, краска может стекать с поверхности ДВП или сцепляемость красочного слоя с основой может быть непрочной.

Во втором - излишне высокая фактура основы может помешать реализации творческой идеи (например, при написании портрета, такую поверхность использовать невозможно).

Все описанные выше основы под живопись маслом могут смело использоваться как начинающими, так и опытными живописцами.

Важно только определиться с задачами и проанализировать, подходит ли технологически данная поверхность для живописи маслом.

Плюсы и минусы есть у всех поверхностей, это следует учитывать заранее.

Живопись на холсте - наиболее популярный вариант. Такая картина легка по весу, в меру удобна в хранении. Несмотря на излишнюю хрупкость и подверженность деформациям, картину на холсте легко снять с подрамника, свернуть в рулон и перемещать таким образом. А хорошо подготовленный, качественный холст для живописи - половина успеха в работе над картиной. Каждый живописец выбирает основу на свой вкус. Благо, что рынок товаров для художников обилен и интересен. Выбирайте свой вариант для каждого отдельного случая.