Художник советует


Выбор дополнительной подсветки для картин

Любовь Авер. Москва, вид на площадь Яузские ворота. Масло, холст

В жилом пространстве одного направленного (естественного) освещения недостаточно. При плохом или недостаточном освещении картины будут незаметны, сольются с фоном и затеряются в обстановке.

Для дополнительной подсветки картин чаще всего используют специальные световые приборы, за которыми закрепилось название "подсветка для картин".

Типичная подсветка представляет собой линейный светильник на дугообразной ножке, крепящийся на стену над картиной. Лампа обычно размещается в корпусе, который играет роль отражателя и, одновременно, служит козырьком. Он направляет световой поток на изображение и не дает лампе слепить глаза зрителя. Оптимально, если длина светильника составляет примерно 2/3 или 3/4 от длины картины, — тогда изображение освещается равномерно.

Главное внимание при выборе следует обратить на "ножку". Слишком короткая, жестко закрепленная ножка фиксирует источник света на опасно близком расстоянии от изображения. Сильный тепловой поток будет способствовать разрушению красочного слоя живописи, выгоранию и старению бумаги.

Для подсветки произведений искусства, не защищенных стеклом, лучше подбирать светильники с длинной ножкой или выносной штангой. Это позволит соблюсти безопасную дистанцию "нагревательного прибора" от полотна. Еще лучше, если ножка будет регулируемой, тогда вы сможете направить свет под нужным углом.

Чтобы выгодно подать целую композицию из картин, рисунков или фотографий, одного светильника будет явно недостаточно, потребуется в буквальном смысле системный подход. Не стоит устанавливать отдельную подсветку на каждую картину, лучше осветить всю стену целиком.

Оптимальным решением станет токопроводная система, струнная или шинная (трековая), закрепленная на потолке вдоль стены. По струне или шине, как по рельсам, перемещаются светильники направленного света (споты). Конструкция обеспечивает не только необходимое расстояние от картин, но и мобильность приборов, позволяя правильно распределить свет в пространстве.

Хороший результат даст комбинация токопровода со встроенными потолочными светильниками. В этом случае для токопровода подойдут споты с узким углом рассеивания (30–60°), а для потолка — с широким (до 120°).

При помощи нескольких источников света, выставленных под разным углом, можно избежать ненужных бликов и светотеней на изображении. Для этих целей используют также светильники с антибликовыми колпачками и рассеивателями, смягчающими свет.

На заметку!

Любовь Авер. Лето в Карелии. Масло, картон

Самые хрупкие и чувствительные к свету материалы — бумага и ткани.

Чтобы акварель, рисунок или фотография не выцвели раньше срока, освещенность должна составлять не более 30–50 лк.

Для картин, написанных маслом, безопасной считается освещенность в 75–150 лк.

Керамика, металл, фарфор способны выдержать 200–500 лк.