Художник советует


Нужно ли покрывать лаком картины написанные маслом?

Начнем с ключевого вопроса "Вы хотите сохранить свою картину на годы и десятилетия или она для вас вторичный элемент интерьера, как ковролин или обои?" Если для вас важно первое утверждение, то вопрос сохранности картины имеет свою актуальность. Как же обеспечить полотну максимальную сохранность спустя годы?

Не секрет, что картина в обычной жизни подвергается массе негативных воздействий. Это изменение влажности в помещении - открыли ли вы окно или пришли с кружкой горячего чая. Имевшийся изначально процент влажности в комнате поменяется.

Другим опасным врагом любой картины выступает обычная пыль. Мы ее не видим, но она всегда с нами. Поскольку холст нельзя еженедельно смахивать влажной тряпкой, то спустя какое-то время на нем накапливается много пыли.

Еще одним губительным фактором выступает солнечный свет. Далеко не каждый владелец картины размещает свое полотно на той стене, которая не подвергается воздействию прямых солнечных лучей. И тут не имеет роли полуденное ли это солнце, утреннее или вечернее. Ультрафиолет одинаково воздействует на краски и холст в любое время, меняется лишь интенсивность и продолжительность негативного эффекта.

Любовь Авер. Покрытие картины лаком

Чтобы уберечь картину от перечисленных негативных факторов и сохранить ее изначальный вид на долгие годы, применяют лаковое покрытие. Помимо уже описанного лаковая пленка предохраняет полотно от механических повреждений, небольших царапин и потертостей.

Слой лака улучшает живописность картины, делает краски более яркими, выразительными и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая объемность изображению. Лаки, предназначенные для этих целей называют покрывными.

Существуют лаки и для других целей - укрепить покрытие или разбавить красочную массу. Для этого используются связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Любовь Авер. Виды лаков

Среди современных покрывных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый, акрил-стирольный и пихтовый.

Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингредиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находиться под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину и насыщенность цвета.

Любовь Авер. Лак для финального покрытия картин

Лаки, используемые в процессе написания картины, не подходят для финишного покрытия работы.

К ним относят: ретушный лак, лак фиксатив.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший слой краски, усиливает сцепление нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью и другими мягкими материалами. Для масляной живописи он не используется.

Хорошим тоном со стороны художника является обязательное покрытие своих работ финишным лаком. Однако следует помнить, что покрывать картину можно только после полного её высыхания спустя 3-6 месяцев. Поэтому, если вам предлагают картину, написанную неделю назад, то с большой вероятностью она не покрыта лаком. И вам придется лакировать полотно самостоятельно.