Художник советует


Уход за картинами, написанными акварелью

Любовь Авер. Лесные дебри. Акварель

Любая картина, написанная на бумаге, имеет повышенную чувствительность к свету и высокой влажности. Бумага подвержена короблению, ее легко порвать, проколоть, испачкать.

Бумага довольно стойка к переувлажнению и, до определенного предела, изменения носят обратимый характер. При длительном переувлажнении происходят химические изменения в структуре волокон бумаги, а также возникает опасность появления плесени.

При снижении влажности бумага пересыхает, приобретает хрупкость и ломкость.

Бумага легко рвется, мнется и прокалывается. Наибольший ущерб наносится произведениям искусства на бумаге при ненадлежащем хранении и неосторожном обращении.

Акварельные пигменты очень нежные и могут сильно выцветать на ярком свете. Причем, происходит это неравномерно для разных пигментов, поэтому со временем может поменяться вся колористика картины.

Чистить неоформленные акварельные работы можно, но соблюдая правила. При удалении пыли необходимо соблюдать величайшую осторожность. Самостоятельно возможно удаление только легкой, неплотно приставшей пыли. Если пыль "сложная", то лучше не рисковать и отдать картину для восстановления специалисту-реставратору.

Произведения, выполненные в акварельной технике, следует оформлять в багетную раму с жестким задником и защищать художественным или безбликовым стеклом, отделенным от красочного слоя изображения паспарту.

Удаление легкой пыли лучше производить сдуванием ворсистой тканью или с помощью пылесоса. Если это невозможно, применяют большую, очень мягкую барсуковую кисть (флейц). Применение каких-либо влажных тряпок - недопустимо.

Если вода все-таки попала на работу?

Любовь Авер. Усадьба в Быково. Подмосковье. Акварель

Если это была просто чистая вода и бумага пошла волнами, то поступаем следующим образом: На ровную чистую поверхность положить лист чистой бумаги, затем работу, затем еще один лист чистой бумаги. Вне листов бумаги можно для впитывания влаги положить несколько листов газет или другой пористой бумаги. Сверху положить ровный лист фанеры или оргалита (ДВП, MDF), закрывающий всю поверхность картины. Прижимаем все большим грузом. Оставляем в покое на как можно больший срок, например, месяц. По прошествии времени разбираем пакет и монтируем картину в раму.

Если на картину попала грязь или капли красящей жидкости, то для чистки или, по меньшей мере, ослабления пятен можно использовать только мягкий ластик для стирания.

В сложных случаях нужно по возможности обратиться в реставрационную мастерскую.